Трактора Кейс

Кейс-метод как инновационный метод обучения в средней школе

авторы:

Сергей СТРЫГИН, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, учитель физики ГОУ СОШ №160 города Москвы, кандидат физико-математических наук, шестикратный победитель конкурса молодых учёных фонда «Династия»

Надежда ФИЛИМОНОВА, директор ГОУ СОШ №160, города Москвы

Виолетта ПРОШЛЯКОВА, заместитель директора ГОУ СОШ №160, города Москвы

Одним из прогрессивных методов обучения, способных сформировать ключевые компетентности, является кейс-метод, который позволяет перейти к ситуационной методике обучения. Общепризнанной родиной кейс-метода является Гарвардская школа бизнеса (20-е годы ХХ века). В России кейс-метод впервые был опробован в 70-х годах ХХ века в МГУ имени Ломоносова.

Конкретная ситуация, включаемая в кейс-метод, — это описание определённых условий из жизни, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения.

Для работы учащимся представляется письменная информация о ситуации, которая может быть произвольного объёма и степени подробности. В ней также фиксируется фактическая сторона дела: что, где, когда происходит, кто включён в ситуацию, каковы внешние условия и дополнительные ограничения, влияющие на ситуацию.

В настоящее время различают три основные структуры описания ситуации кейса: временная, сюжетная и разъяснительная. Любая ситуация в кейсе должна происходить во времени. Поэтому учащиеся, работающие с кейс-материалом, должны чётко представлять, в какой временной последовательности происходят события, изложенные в кейсе. В свою очередь, сюжетная линия кейса определяет интерес учащихся, их увлечённость материалом. Разъяснительная структура кейса заключается в том, что изложенная ситуация в кейсе должна быть понятна.

Существуют разные способы задания проблем в кейсе. Например, в кейсе может отсутствовать информация об одном (из всех необходимых) элементе ситуации. В этом случае задача учащегося состоит в реконструкции недостающей информации, соотнесении её с заданной и выделении проблемы. Очень часто в тексте кейса может присутствовать неявное противоречие между элементами ситуации, что делает его более захватывающим.

Похожие страницы: